Главная » Новый порядок проверок

Новый порядок проверок

Летом 2015 года были внесены изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ, связанные с введением нового, риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и используемых ими объектов. Несмотря на то, что изменения вступят в силу 1 января 2018 года, пилотное внедрение риск-ориентированного подхода начинается уже сейчас.  

17 августа опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации № 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", в котором утверждены правила отнесения субъектов бизнеса к определенной категории опасности.

Государственный пожарный надзор предусматривает применение риск-ориентированного подхода для осуществления проверок по соблюдению требований пожарной безопасности зданий и сооружений. Объекты будут классифицироваться по категории потенциальной опасности.

По версии законодательных органов, категорирование позволит снизить нагрузку на бизнес, повысить эффективность проводимых проверок государственного пожарного надзора, оптимизировать использование необходимых ресурсов, а также поможет собственникам минимизировать затраты на обеспечение пожарной безопасности объектов. Присваивать ту или иную категорию опасности на объекте смогут органы Государственного пожарного надзора, а также организации, имеющие специальную аккредитацию МЧС России.

Классификация по категориям опасности будет осуществляться с учетом тяжести потенциальных негативных последствий при несоблюдении обязательных требований по пожарной безопасности:

1) Первая категория опасности (высокая категория опасности).

2) Вторая категория опасности (значительная категория опасности).

3) Третья категорий опасности (средняя категорий опасности).

4) Четвертая категория опасности (умеренная категория опасности).

5) Пятая категория опасности (низкая категория опасности).

Помимо категорий, сформированы критерии, способствующие отнесению зданий и сооружений к той или иной группе пожарной опасности. Кроме того, установлена периодичность проведения проверки, которая зависит от уровня пожарной опасности зданий и сооружений. Так, например, особо опасные объекты (высокая степень риска) должны проверяться не чаще одного раза в три года, а объекты низкой степени риска (пятая категория) проверятся не будут. Стоит отметить, что на количество и периодичность проверок также будет влиять частотность, с которой ранее выявлялись нарушения на объекте. Несоблюдение обязательных требований, правил противопожарного режима, наличие нарушений на объекте будут рассматриваться как потенциальная опасность, которая может привести к пожару и его негативным последствиям. Закономерность очевидна, чем лучше собственник следит за пожарной безопасностью объекта, тем ниже категория опасности ему присваивается.

Таким образом, особое внимание будет уделяться объектам, в которых нарушения правил или их несоблюдение могут привести к тяжелым негативным последствиям, а здания и сооружения с потенциально низким уровнем опасности смогут совсем освободиться от пожарной проверки.

Данная реформа не отменяет ранее принятые и действующие законодательные акты в области пожарной безопасности. Не стоит забывать, что данный подход касается плановых проверок, и в случае получения Государственным пожарным надзором жалобы или специального распоряжения, объект может быть проверен внепланово.

Для того, чтобы эффективно распределить ресурсы при обеспечении пожарной безопасности объектов, снизить потенциальный риск возникновения пожара, а также минимизировать возможный ущерб от его возникновения применяется система аудита пожарной безопасности.

В рамках новой реформы, при проведении аудита пожарной безопасности, эксперты присваивают объекту категорию опасности, после чего регистрируют заключение в МЧС России. Данная процедура позволит собственнику выбрать максимально удобную категорию опасности объекта, сократить количество проверок органов Государственного пожарного надзора или освободиться от них вовсе.

Риск-ориентированный подход только начинает свое развитие, а его критерии и правила еще находятся в разработке. Сложно сказать, как именно повлияет новая реформа на надзорную деятельность по пожарной безопасности, однако можно утверждать, что у собственника есть возможность обезопасить свой объект и подготовиться к серьезным изменениям уже сейчас.  

Компания ООО "АЛЬТЕРНАТИВА"